Описание адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с тяжёлыми нарушениями речи Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 43 компенсирующего вида Приморского района Санкт-Петербурга Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 43 компенсирующего вида Приморского района Санкт-Петербурга (далее по тексту ДОУ или дошкольное образовательное учреждение, или образовательное учреждение) осуществляет образовательную деятельность на одной площадке, расположенной по адресу: проспект Королёва, дом 29, корпус 2, литер А. В данном учреждении в группах компенсирующей направленности на реализуется адаптированная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжёлыми нарушениями речи (далее по тексту – Программа). Программа представляет собой учебно-методическую документацию, в соответствии с которой педагогический коллектив ГБДОУ № 43 организует и реализует образовательную деятельность обучающихся в возрасте от 4 до 7 лет, работу по воспитанию, формированию и развитию личности дошкольников с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей развития и особых образовательных потребностей обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи (далее по тексту ТНР), а также их индивидуальных способностей и возможностей. В соответствии со ст.6 (в редакции Федерального закона от 24.09.2022г. №371-ФЗ) Программа разрабатывается и утверждается дошкольным образовательным учреждением в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года № 1155, с изменениями на 8 ноября 2022 года) и соответствующей Федеральной адаптированной образовательной программой дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Приказ Министерства Просвещения России от 24.11.2022 № 1022). Программа реализуется в группах компенсирующей направленности. Компенсирующие группы дошкольного образовательного учреждения работают в режиме полного дня (12 часов работы). Режим пребывания воспитанников соответствует режиму работы групп. В группы компенсирующей направленности зачисляются дети в возрасте от 4 до 7 лет на основании заключения Территориальной психолого-медико-педагогической комиссии Приморского района Санкт-Петербурга (далее ТПМПК). В группах компенсирующей направленности обучаются дети с 4 до 7 лет с ОВЗ, имеющие заключения ТПМПК: – Тяжелое нарушение речи. Общее недоразвитие речи. Второй уровень речевого развития. – Тяжелое нарушение речи. Общее недоразвитие речи. Третий-четвертый уровень речевого развития. – Часто болеющие дети, пищевая аллергия (дети, нуждающиеся в индивидуальной коррекции питания по назначению врача-аллерголога). Программа реализуется на государственном языке Российской Федерации. Структура реализуемой Программы, в том числе рабочей программы воспитания, которая является частью учебно-методической документации Программы, соответствует требованиям ФГОС ДО и включает три основных раздела – целевой, содержательный и организационный, в каждом из них предусматривается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений (п.2.11.ФГОС ДО) Обязательная часть Программы разработана на основе: Федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Приказ Министерства Просвещения России от 24.11.2022 № 1022) В части Программы, формируемой участниками образовательных отношений использованы программы: Программа «Первые шаги» Петербурговедение для малышей от 3 до 7 лет», автор Г. Т. Алифанова, утверждена Комитетом по образованию Санкт-Петербурга, 2005 г. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Маленькие художники» художественной направленности, автор педагог дополнительного образования ДОУ И.А. Сидоренко (принята на Педагогическим Советом ГБДОУ детский сад № 43 от 12.05.2021 г., протокол № 4) Образовательная программа здоровьесозидания В.С. Коваленко «К здоровой семье через детский сад» для детей от 0 до 7 лет и их родителей. (Утверждена и рекомендована к реализации Экспертным научно-методическим Советом ГБОУ ДПО (ПК) специалистов «Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования»), 2014 г. Учебно-методический комплект комплексной образовательной программы дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет», автор программы Н. В. Нищева, Санкт-Петербург ДЕТСТВО-ПРЕСС 2019 Авторские программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Коррекция нарушений речи. Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.В.Туманова; 2016 г. - Программа логопедической работы по преодолению фонетико -фонематического недоразвития у детей. - Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей. Цель Программы: обеспечение условий для дошкольного образования, определяемых общими и особыми потребностями обучающегося дошкольного возраста с ТНР, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья. Задачи Программы: - реализация содержания АОП ДО для обучающихся с ТНР; - коррекция недостатков психофизического развития обучающихся с ТНР; - охрана и укрепление физического и психического здоровья обучающихся с ТНР, в т.ч. их эмоционального благополучия; - обеспечение равных возможностей для полноценного развития ребенка с ТНР в период дошкольного образования независимо от места проживания, пола, нации, языка, соци-ального статуса; - создание благоприятных условий развития в соответствии с их возрастными, психофизическими и индивидуальными особенностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка с ТНР как субъекта отношений с педагогическим работником, родителями (законными представителями), другими детьми; - объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; - формирование общей культуры личности обучающихся с ТНР, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности; - формирование социокультурной среды, соответствующей психофизическим и индивидуальным особенностям развития обучающихся с ТНР; - обеспечение психолого-педагогической поддержки родителей (законных представителей) и повышение их компетентности в вопросах развития, образования, реабилитации (абилитации), охраны и укрепления здоровья обучающихся с ТНР; - обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного и начального общего образования. Цели коррекционно-развивающей работы (КРР) с детьми с ТНР: выявление особых образовательных потребностей обучающихся с ТНР, обусловленных недостатками в их психофизическом и речевом развитии; осуществление индивидуально-ориентированной психолого-педагогической помощи обучающимся с ТНР с учетом их психофизического, речевого развития, индивидуальных возможностей и в соответствии с рекомендациями психолого-медикопедагогической комиссии; возможность освоения детьми с ТНР АОП ДО. Задачи КРР с детьми с ТНР: определение особых образовательных потребностей обучающихся с ТНР, обусловленных уровнем их речевого развития и степенью выраженности нарушения; коррекция речевых нарушений на основе координации педагогических, психологических и медицинских средств воздействия; обеспечение коррекционной направленности при реализации содержания образовательных областей и воспитательных мероприятий; достижение уровня речевого развития, оптимального для ребенка, и обеспечивающего возможность использования освоенных умений и навыков в разных видах детской деятельности и в различных коммуникативных ситуациях; оказание родителям (законным представителям) обучающихся с ТНР консультативной и методической помощи по особенностям развития обучающихся с ТНР и направлениям коррекционного воздействия. Программа определяет содержательные линии образовательной деятельности, реализуемые ДОУ по основным направлениям развития детей дошкольного возраста: Социально-коммуникативное развитие, Познавательное развитие, Речевое развитие, Художественно-эстетическое развитие, Физическое развитие. Взаимодействие педагогического коллектива с семьями обучающихся с ТНР Основной целью работы с родителями (законными представителями) является обеспечение взаимодействия с семьей, вовлечение родителей (законных представителей) в образовательный процесс для формирования у них компетентной педагогической позиции по отношению к собственному ребенку. Реализация цели обеспечивается решением следующих задач: - выработка у педагогических работников уважительного отношения к традициям семейного воспитания обучающихся и признания приоритетности родительского права в вопросах воспитания ребенка; - вовлечение родителей (законных представителей) в воспитательно-образовательный процесс; - внедрение эффективных технологий сотрудничества с родителям (законным представителям), активизация их участия в жизни детского сада. - создание активной информационно-развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе; - повышение родительской компетентности в вопросах воспитания и обучения обучающихся. С полным содержанием образовательной программы дошкольного образования можно ознакомиться на сайте ДОУ, информационном стенде и в методическом кабинете ГБДОУ детский сад № 43 компенсирующего вида Приморского района Санкт-Петербурга, который располагается по адресу: 197349, г. Санкт-Петербург, пр. Королева, дом 29, корп. 2; телефон/факс (812) 3489461, e-mail: gbdou-43@obr.gov.spb.ru ; на официальном сайте ДОУ http://gdouds43.rprim.gov.spb.ru/, в разделе «Сведения об образовательной организации», подраздел «Образование» https://spb43.tvoysadik.ru/sveden/education