Сушкова Татьяна Ивановна
Мнемотехника что это?
19.03.2021
Мнемотехника - это система приемов для тренировки всех видов памяти, позволяющая развивать все психические процессы.
Процессы памяти - это запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание.
1.Запоминание-это процесс обработки и закрепления следов возбуждения. Бывает произвольный вид (хотим запомнить) и непроизвольный (опосредованный).
2.Сохранение - удерживание в памяти информации.
3.Воспроизведение-процесс появления в сознании образов ранее воспринятых мыслей или движений. Может быть непроизвольное (бессознательное намерение) и произвольное, возникающее в процессе активного и сознательного намерения, т.е. Припоминание.
4.Забывание - стирание образов.
ВИДЫ ПАМЯТИ.
1.Обьект запоминания:
а) ОБРАЗНАЯ память (зрительная, слуховая, обонятельная и вкусовая).
б) СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКАЯ (запоминание, сохранение и воспроизведение мыслей и понятий, т. е. логические связи).
в) ДВИГАТЕЛЬНАЯ или МОТОРНАЯ лежит в основе выработки и формирования двигательных навыков (письмо, ходьба и т. д.).
г) ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ память позволяет регулировать поведение в зависимости от пережитых чувств.
2.СТЕПЕНЬ ВОЛЕВОЙ РЕГУЛЯЦИИ ПАМЯТИ:
а) ПРОИЗВОЛЬНАЯ.
б) НЕПРОИЗВОЛЬНАЯ.
3. ДЛИТЕЛЬНОСТЬ СОХРАНЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ В
ПАМЯТИ:
а) КРАТКОВРЕМЕННАЯ (от нескольких секунд до нескольких минут)
б) ДОЛГОВРЕМЕННАЯ(длительный срок)
в) ОПЕРАТИВНАЯ-запоминание данных на какое-то время, необходимое для выполнения какой-либо работы.
ЦЕЛИ:
1)Тренировка всех психических процессов (памяти, внимания, мышления, воображения, речи),влияющих на качество познания окружающего мира,
2)Ознакомление детей с методами и приемами мнемотехники, использование которых дает им возможность научиться самостоятельно получать и перерабатывать информацию.
3)Помочь детям преодолеть неуверенность в себе, развивать свой потенциал, заложенный природой.
СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ
1)Дыхательная гимнастика(настрой).
Цель: снижение усталости, мышечной напряженности, успокоение дыхания, настрой на занятие.
2)Тренинг-развитие всех психических процессов.
3)Релаксация-снятие мышечного напряжения.
МНЕМОТАБЛИЦА
Таблица в которой заложена информация с набором знаний. Благодаря мнемотаблице дети учатся:
а)активизировать, вычленять и систематизировать;
б)учить анализировать и систематизировать;
в)развивать абстрактное, образное мышление;
г)развитие речи и всех видов памяти;
д)логическое мышление и решение дидактических задач;
е)перекодировка (из знаков в образы, из образов в знаки).
ПОРЯДОК РАБОТЫ С ТАБЛИЦЕЙ
1.Рассматриваем, рассказываем.
2.Классифицируем.
3.Перекадировка символов и знаков.
4 «Фотографируем»
5.Убираем таблицу, дети рисуют по памяти.
КОГДА И КАК ЧИТАТЬ ДЕТЯМ СКАЗКИ.
Сказка-это популярный жанр устного творчества. Рассказчик подает, а слушатель воспринимает сказку как вымысел. Например, читая детям сказку» Лиса и журавль». НА вопрос: у нас в жизни среди людей может быть такая ситуация? Дети тут же, не думая отвечают:» Конечно, это только в сказке бывает». Или «Муха-цокотуха», или басня-сказка «Стрекоза и муравей»?
Без сказки-живой, яркой, овладевший сознанием и чувствами ребенка, невозможно представить детское мышление и детскую речь.
Сказка воздействует на чувства ребенка, развивает воображение, воспитывает эстетически, способствует усвоению родного языка.
Необходимо эмоционально готовить ребенка к слушанию сказки, возвращаться к прочитанному. Беседы по прочитанному, отношение к героям и оценка их поступков. Пересказывание сказок детьми (если сказка хорошо знакомы ребенку, не нужно использовать наглядный материал. Если ребенок затрудняется в пересказе, использовать мнемотаблицы, иллюстрации из книг, игрушки, образцы наглядного материала у воспитателя). До чтения произведения и после него дать ребенку рассмотреть картинки, почувствовать, представить предстоящую встречу героям сказки.
После прочтения, беседы, рассматривание иллюстраций, предложить ребенку отразить свои впечатления в изо деятельности (рисование, лепке или аппликации-по желанию ребенка) Темы можно предложить ребенку самые разные, смотря на то, что произвело больше всего впечатлений на ребенка в данной сказке, например:» Мой любимый герой» На кого я бы хотел быть похожим», а может ребенок захочет изобразить эпизод из сказки?
Пожалуйста, пусть ребенок придумает название эпизода, если затрудняется, помогите ему вариант. Можно предложить ребенку сочинить новый(хороший конец сказки) и потом его нарисовать.
Рекомендации по работе с книгой.
1.Осмыслить те задачи, которые стоят перед вами в связи с эмоционально-нравственным развитием вашего ребенка.
2.Подбор художественных текстов.
3.Желательно приобрести записи, на которых записаны инсценировки сказок.
4.Читайте книгу ярко, эмоционально, так, чтобы пробудить у ребенка ответные чувства.
5.Читайте книгу постепенно, неторопливо, небольшими порциями, обязательно возвращаясь назад. При особом желании и при хорошем самочувствии ребенка, можно увеличить чтение книги(пока у ребенка есть внимание и интерес к слушанию (сказки, книги).
6.Поощряйте инициативу и творчество ребенка, не останавливайте его, если он хочет высказать свое точку зрения, оценить по-своему поступки героев, или прекрасно, если ребенок изменит ситуацию и предложит сказку со своим концом. Запишите рассказ ребенка(заведите альбом» семейные сказки» так, как он его составил.
А ребенку предложите нарисовать:» сказка продолжается», или «А я думаю так...».
7.Не бойтесь «добрых слез» ребенка, слез сочувствия, сострадания-они полезны для воспитания» сердечного слуха».
8.Желательно вести дневник наблюдений за эмоциональными проявлениями ребенка, за его продвижениями в нравственном развитии.