Положение о системе наставничества педагогических работников

ПРИНЯТА
Педагогическим советом
ГБДОУ детского сада №43
Приморского района Санкт – Петербурга
Протокол от 30.08.2022 №1

УТВЕРЖДАЮ
Заведующий ГБДОУ детский сад №43
Приморского района Санкт – Петербурга
____________________Ж.Н.Курочкина
Приказ от 31.08.2022 №26-д

Положение
о системе наставничества педагогических работников
в ГБДОУ детский сад №43 компенсирующего вида
Приморского района Санкт - Петербурга

Санкт-Петербург
2022

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение о системе наставничества педагогических
работников в Государственном бюджетном дошкольном образовательном учреждении
детский сад №43 компенсирующего вида Приморского района Санкт-Петербурга
(далее – Положение) разработано в соответствии с нормативной правовой базой в сфере
образования и наставничества:
 совместным письмом Министерства просвещения РФ от 21.12.2021 № АЗ1128/08 и Профессиональным союзом работников народного образования и
науки РФ от 21.12.2021 № 657 о разработке и внедрении системы
наставничества педагогических работников в образовательных организациях
общего, среднего профессионального, дополнительного образования;
 распоряжением Комитета по образованию от 30.03.2022 № 623-р «Об
утверждении Положения о системе (целевой модели) наставничества
педагогических работников государственных образовательных учреждений
Санкт-Петербурга.
Положение определяет цели, задачи, формы и порядок осуществления
наставничества в Государственном бюджетном дошкольном образовательном
учреждении детский сад №43 компенсирующего вида Приморского района
Санкт-Петербурга (далее – детский сад, ДОУ) и устанавливает правовой статус
наставника и наставляемого, регламентирует взаимоотношения между участниками
образовательных отношений в деятельности наставничества.
1.2. В Положении используются следующие понятия:
Наставничество – форма обеспечения профессионального становления,
развития и адаптации к квалифицированному исполнению должностных обязанностей
лиц, в отношении которых осуществляется наставничество.
Наставник – педагогический работник, назначаемый ответственным за
профессиональную и должностную адаптацию лица, в отношении которого
осуществляется наставническая деятельность в образовательной организации.
Наставляемый – участник системы наставничества, который через
взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке приобретает новый
опыт, развивает необходимые навыки и компетенции, решает конкретные жизненные,
личные и профессиональные задачи, добивается предсказуемых результатов,
преодолевая тем самым свои профессиональные и личностные затруднения.
Куратор – сотрудник образовательной организации, который отвечает за
реализацию персонализированных(ой) программ(ы) наставничества.
Форма наставничества – способ реализации системы наставничества через
организацию работы наставнической пары/группы, участники которой находятся в
заданной ролевой ситуации, определяемой основной деятельностью и позицией
участников.
Персонализированная программа наставничества – это краткосрочная
персонализированная программа (от 3 месяцев до 1 года), включающая описание форм
и видов наставничества, участников наставнической деятельности, направления
наставнической деятельности и перечень мероприятий, нацеленных на устранение
выявленных профессиональных затруднений наставляемого, удовлетворение его
профессиональных интересов и потребностей, в т.ч. по непрерывному
профессиональному развитию и на поддержку его сильных сторон.
1.3. Основными принципами системы наставничества педагогических
работников являются:



принцип научности - предполагает применение научно-обоснованных методик
и технологий в сфере наставничества педагогических работников;
 принцип системности и стратегической целостности - предполагает разработку
и реализацию практик наставничества с максимальным охватом всех
необходимых компонентов системы образования на федеральном,
региональном, муниципальном уровнях и уровне образовательной организации;
 принцип легитимности подразумевает соответствие деятельности по
реализации программы наставничества законодательству Российской
Федерации, региональной нормативно-правовой базе;
 принцип обеспечения суверенных прав личности предполагает приоритет
интересов личности и личностного развития педагога в процессе его
профессионального и социального развития, честность и открытость
взаимоотношений, уважение к личности наставляемого и наставника;
 принцип добровольности, свободы выбора, учета многофакторности в
определении и совместной деятельности наставника и наставляемого;
 принцип аксиологичности подразумевает формирование у наставляемого и
наставника ценностных отношений к профессиональной деятельности,
уважения к личности, государству и окружающей среде, общечеловеческим
ценностям;
 принцип личной ответственности предполагает ответственное поведение всех
субъектов наставнической деятельности – куратора, наставника, наставляемого
и пр. к внедрению практик наставничества, его результатам, выбору
коммуникативных стратегий и механизмов наставничества;
 принцип индивидуализации и персонализации наставничества направлен на
сохранение индивидуальных приоритетов в создании для наставляемого
индивидуальной траектории развития;
 принцип равенства признает, что наставничество реализуется людьми,
имеющими равный социальный статус педагога с соответствующей системой
прав, обязанностей, ответственности, независимо от ролевой позиции в системе
наставничества.
1.4. Участие в системе наставничества не должно наносить ущерба
образовательному процессу образовательной организации. Решение об освобождении
наставника и наставляемого от выполнения должностных обязанностей для участия в
мероприятиях плана реализации персонализированной программы наставничества
принимает руководитель образовательной организации в исключительных случаях при
условии обеспечения непрерывности образовательного процесса в образовательной
организации и замены их отсутствия.
2. Цель и задачи системы наставничества.
2.1. Цель системы наставничества педагогических работников в
образовательной организации – реализация комплекса мер по созданию эффективной
среды наставничества в образовательной организации, способствующей непрерывному
профессиональному росту и самоопределению, личностному и социальному развитию
педагогических работников, самореализации и закреплению молодых/начинающих
специалистов в педагогической профессии.
2.2. Задачи системы наставничества педагогических работников:
- содействовать созданию в ДОУ психологически комфортной образовательной
среды наставничества, способствующей раскрытию личностного, профессионального,

творческого потенциала педагогов путем проектирования их индивидуальной
профессиональной траектории;
- содействовать участию в стратегических партнерских отношениях, развитию
горизонтальных связей в сфере наставничества на внутреннем и внешнем уровнях;
- оказывать помощь в освоении цифровой информационно-коммуникативной
среды, эффективных форматов непрерывного профессионального развития и
методической поддержки педагогических работников детского сада, региональных
систем научно-методического сопровождения педагогических работников и
управленческих кадров;
- способствовать развитию профессиональных компетенций педагогов в
условиях цифровой образовательной среды, востребованности использования
современных информационно-коммуникативных и педагогических технологий путем
внедрения разнообразных, в том числе реверсивных, сетевых и дистанционных и
других форм наставничества;
- содействовать увеличению числа закрепившихся в профессии педагогических
кадров, в том числе молодых/начинающих педагогов;
- оказывать помощь в профессиональной и должностной адаптации педагога, в
отношении которого осуществляется наставничество, к условиям осуществления
педагогической деятельности конкретной образовательной организации, ознакомление
с традициями и укладом детского сада, а также в преодолении профессиональных
трудностей, возникающих при выполнении должностных обязанностей;
- содействовать
повышению мотивации педагога, в отношении которого
осуществляется наставничество, к надлежащему исполнению должностных
обязанностей, эффективной и долгосрочной профессиональной деятельности;
- обеспечивать формирование и развитие профессиональных знаний и навыков
педагога, в отношении которого осуществляется наставничество;
- ускорять процесс профессионального становления и развития педагога, в
отношении которого осуществляется наставничество, развитие его способности
самостоятельно, качественно и ответственно выполнять возложенные на него
должностные обязанности, непрерывно повышать свой профессиональный уровень;
- содействовать в выработке навыков профессионального поведения педагогов,
в отношении которых осуществляется наставничество, соответствующего
профессионально-этическим принципам, а также требованиям, установленным
законодательством.
2.3. В ДОУ реализуется следующая форма наставничества: «педагог – педагог»
по отношению к наставнику или группе наставляемых. Применение форм
наставничества выбирается в зависимости от цели наставничества, имеющихся
профессиональных затруднений, запроса наставляемого и имеющихся кадровых
ресурсов. Формы наставничества используются как в одном виде, так и в комплексе в
зависимости от запланированных эффектов.
Применение оптимальной формы наставничества определяется в зависимости от
потребностей, интересов, профессиональных затруднений, запросов педагогов,
выявленных в ходе первичного мониторинга и сформулированной цели
индивидуальной программы развития наставляемого, и имеющихся кадровых
ресурсов.
Формы наставничества реализуются как в одном виде (форме организации), так
и в комплексе, в зависимости от запланированных эффектов, а также в рамках сетевого
наставничества на внутреннем и внешнем контуре ДОУ.

Традиционная форма наставничества («один-на-один») – взаимодействие между
наставником и наставляемым в течение определенного периода времени. Обычно
проводится отбор наставника и наставляемого по определенным критериям: опыт,
навыки, личностные характеристики и др.
Наставничество в группе – форма наставничества, когда один наставник
взаимодействует с группой наставляемых одновременно (от двух и более человек).
2.4. В образовательной организации применяются разнообразные виды
наставничества педагогических работников:
Виртуальное (дистанционное) наставничество – дистанционная форма
организации наставничества с использованием информационно-коммуникационных
технологий, таких как видеоконференции, платформы для дистанционного обучения,
социальные сети и онлайн-сообщества, тематические интернет-порталы и др.
Обеспечивает постоянное профессиональное и творческое общение, обмен опытом
между наставником и наставляемым, позволяет дистанционно сформировать пары
«наставник – наставляемый», привлечь профессионалов и сформировать банк данных
наставников, делает наставничество доступным для широкого круга лиц.
Краткосрочное или целеполагающее наставничество – наставник и
наставляемый встречаются по заранее установленному графику для постановки
конкретных целей, ориентированных на определенные краткосрочные результаты.
Наставляемый должен приложить определенные усилия, чтобы проявить себя в период
между встречами и достичь поставленных целей.
Реверсивное наставничество – профессионал младшего возраста становится
наставником опытного работника по вопросам новых тенденций, технологий, а
опытный педагог становится наставником молодого педагога в вопросах методики и
организации учебно-воспитательного процесса.
Ситуационное наставничество – наставник оказывает помощь или
консультацию всякий раз, когда наставляемый нуждается в них. Как правило, роль
наставника состоит в том, чтобы обеспечить немедленное реагирование на ту или иную
ситуацию, значимую для его подопечного.
Скоростное наставничество – однократная встреча наставляемого
(наставляемых) с наставником более высокого уровня (профессионалом/компетентным
лицом) с целью построения взаимоотношений с другими работниками, объединенными
общими проблемами и интересами или обменом опытом. Такие встречи помогают
формулировать и устанавливать цели индивидуального развития и карьерного роста на
основе информации, полученной из авторитетных источников, обменяться мнениями и
личным опытом, а также наладить отношения «наставник – наставляемый».
3. Организация системы наставничества
3.1. Наставничество организуется на основании приказа заведующего ДОУ «Об
утверждении положения о системе наставничества педагогических работников в
образовательной организации».
3.2. Педагогический работник назначается наставником с его письменного
согласия приказом заведующего ДОУ.
3.3. Руководитель образовательной организации:
- осуществляет общее руководство и координацию внедрения (применения)
системы наставничества педагогических работников в детском саду;
- издает локальные акты о внедрении (применении) системы наставничества и
организации наставничества педагогических работников в детском саду;

- утверждает куратора реализации программ наставничества, способствует
отбору наставников и наставляемых, а также утверждает их;
- утверждает Дорожную карту (план мероприятий) по реализации Положения о
системе наставничества педагогических работников в ДОУ;
- издает приказ(ы) о закреплении наставнических пар/групп с письменного
согласия их участников на возложение на них дополнительных обязанностей,
связанных с наставнической деятельностью;
- способствует созданию сетевого взаимодействия в сфере наставничества,
осуществляет контакты с различными учреждениями и организациями по проблемам
наставничества (заключение договоров о сотрудничестве, о социальном партнерстве,
проведение координационных совещаний, участие
в конференциях, форумах,
вебинарах, семинарах по проблемам наставничества и т.п.);
- способствует организации условий для непрерывного повышения
профессионального мастерства педагогических работников, аккумулирования и
распространения лучших практик наставничества педагогических работников.
3.4. Куратор реализации программ наставничества:
- назначается заведующим ДОУ;
- своевременно (не менее одного раза в год) актуализирует информацию о
наличии в образовательной организации педагогов, которых необходимо включить в
наставническую деятельность в качестве наставляемых;
- разрабатывает Дорожную карту (план мероприятий) по реализации Положения
о системе наставничества педагогических работников в образовательной организации;
- ведет банк (персонифицированный учет) наставников и наставляемых;
- формирует банк индивидуальных/групповых персонализированных программ
наставничества педагогических работников, осуществляет описание наиболее
успешного и эффективного опыта;
- осуществляет координацию деятельности по наставничеству
с
ответственными и неформальными представителями региональной системы
наставничества, с сетевыми педагогическими сообществами;
- организует повышение уровня профессионального мастерства наставников, в
том числе на стажировочных площадках и в базовых учреждениях с привлечением
наставников из других образовательных организаций;
- курирует процесс разработки и реализации персонализированных программ
наставничества;
- организует совместно с руководителем образовательной организации
мониторинг реализации системы наставничества педагогических работников в ДОУ;
- осуществляет мониторинг эффективности и результативности реализации
системы наставничества в ДОУ, оценку вовлеченности педагогов в различные формы
наставничества и непрерывного повышения профессионального мастерства, в т.ч
повышения квалификации педагогических работников, формирует итоговый
аналитический отчет о реализации системы наставничества, реализации
персонализированных программ наставничества педагогических работников детского
сада;
- фиксирует данные о количестве участников персонализированных программ
наставничества в формах статистического наблюдения.
3.5. Методическое объединение наставников/комиссия/совет (при его наличии):
- совместно с куратором принимает участие в разработке локальных актов

и информационно-методического сопровождения в сфере наставничества
педагогических работников в образовательной организации;
- ведет учет сведений о молодых/начинающих специалистах и иных категориях
наставляемых и их наставниках; помогает подбирать и закрепляет пары (группы)
наставников и наставляемых по определенным вопросам (предметное
содержание, методика обучения, воспитательная деятельность и т.п.);
- разрабатывает, апробирует и реализует персонализированные программы
наставничества, содержание которых соответствует запросу отдельных
педагогов и групп педагогических работников;
- принимает участие в разработке методического сопровождения разнообразных
форм наставничества педагогических работников;
- осуществляет подготовку участников персонализированных программ
наставничества к мероприятиям: конкурсам профессионального мастерства,
форумам, научно-практическим конференциям, фестивалям и т.д.;
- осуществляет
организационно-педагогическое,
учебно-методическое,
обеспечение реализации персонализированных программ наставничества в
образовательной организации;
- участвует в мониторинге реализации персонализированных программ
наставничества педагогических работников;
- является открытой площадкой для осуществления консультационных,
согласовательных функций и функций медиации;
- совместно с руководителем образовательной организации, куратором
реализации программ наставничества участвует в разработке материальных и
нематериальных стимулов поощрения наставников;
- принимает участие в формировании банка лучших практик наставничества
педагогических
работников,
информационном
сопровождении
персонализированных программ наставничества на сайте (специализированной
странице сайта) образовательной организации и социальных сетях (совместно с
куратором и системным администратором).
4. Права и обязанности наставника
4.1. Права наставника:
- привлекать для оказания помощи наставляемому других педагогических
работников ДОУ с их согласия;
- знакомиться в установленном порядке с материалами личного дела
наставляемого или получать другую информацию о лице, в отношении которого
осуществляется наставничество;
- обращаться с заявлением к куратору и руководителю образовательной
организации с просьбой о сложении с него обязанностей наставника;
- осуществлять мониторинг деятельности наставляемого в форме личной
проверки выполнения заданий;
- участвовать в конкурсах наставничества разного уровня.
4.2. Обязанности наставника:
- руководствоваться требованиями законодательства Российской Федерации,
региональными
и
локальными
нормативными
правовыми
актами
образовательной организации при осуществлении наставнической деятельности;

- находиться во взаимодействии со всеми структурами образовательной
организации, осуществляющими работу с наставляемым (предметные кафедры,
психологические службы, школа молодого учителя, методический
(педагогический) совет и пр.);
- осуществлять включение молодого/начинающего специалиста в общественную
жизнь коллектива, содействовать расширению общекультурного и
профессионального кругозора, в т. ч. и на личном примере;
- создавать условия для созидания и научного поиска, творчества в
педагогическом процессе через привлечение к инновационной деятельности;
- содействовать укреплению и повышению уровня престижности педагогической
деятельности, организуя участие в мероприятиях для молодых/начинающих педагогов
различных уровней (профессиональные конкурсы, конференции, форумы и др.);
- участвовать в обсуждении вопросов, связанных с педагогической деятельностью
наставляемого, вносить предложения о его поощрении или применении мер
дисциплинарного воздействия;
- рекомендовать участие наставляемого в профессиональных региональных
и федеральных конкурсах, оказывать всестороннюю поддержку и методическое
сопровождение.

5. Права и обязанности наставляемого
5.1 Права наставляемого:
- систематически повышать свой профессиональный уровень;
- участвовать в составлении персонализированной программы наставничества
педагогических работников;
- обращаться к наставнику за помощью по вопросам, связанным с должностными
обязанностями, профессиональной деятельностью;
- вносить
на
рассмотрение
предложения
по
совершенствованию
персонализированных программ наставничества педагогических работников
образовательной организации;
- обращаться к куратору и руководителю образовательной организации с
ходатайством о замене наставника.
5.2. Обязанности наставляемого:
- изучать Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации», иные федеральные, региональные, муниципальные и
локальные нормативные правовые акты, регулирующие образовательную
деятельность, деятельность в сфере наставничества педагогических работников;
- реализовывать мероприятия плана персонализированной программы
наставничества в установленные сроки;
- соблюдать правила внутреннего трудового распорядка образовательной
организации;
- знать обязанности, предусмотренные должностной инструкцией, основные
направления профессиональной деятельности, полномочия и организацию
работы в образовательной организации;
- выполнять указания и рекомендации наставника по исполнению должностных,
профессиональных обязанностей;

- совершенствовать профессиональные навыки, практические приемы и способы
качественного исполнения должностных обязанностей;
- устранять совместно с наставником допущенные ошибки и выявленные
затруднения;
- проявлять дисциплинированность, организованность и культуру в работе и
учебе;
- учиться у наставника передовым, инновационным методам и формам работы,
правильно строить свои взаимоотношения с ним.
6. Процесс формирования пар и групп наставников и педагогов, в
отношении которых осуществляется наставничество
6.1. Формирование наставнических пар (групп) осуществляется по основным
критериям:
- профессиональный профиль или личный (компетентностный) опыт наставника
должны соответствовать запросам наставляемого или наставляемых;
- у наставнической пары (группы) должен сложиться взаимный интерес и
симпатия, позволяющие в будущем эффективно взаимодействовать в рамках
программы наставничества.
6.2.Сформированные на добровольной основе с непосредственным участием
куратора, наставников и педагогов, в отношении которых осуществляется
наставничество,
пары/группы
утверждаются
приказом
руководителя
образовательной организации.
7. Завершение персонализированной программы наставничества
7.1. Завершение персонализированной программы наставничества происходит в
случае:
- завершения плана мероприятий персонализированной программы
наставничества в полном объеме;
- по инициативе наставника или наставляемого и/или обоюдному решению (по
уважительным обстоятельствам);
- по инициативе куратора (в случае недолжного исполнения
персонализированной программы наставничества в силу различных обстоятельств со
стороны наставника и/или наставляемого – форс-мажора).
7.2. Изменение сроков реализации персонализированной программы
наставничества педагогических работников происходит:
- по обоюдному согласию наставника и наставляемого/наставляемых педагогов
возможно продление срока реализации персонализированной программы
наставничества или корректировка ее содержания (например, плана мероприятий,
формы наставничества).
8. Условия публикации результатов персонализированной программы
наставничества педагогических работников на сайте образовательной
организации
8.1. Для размещения информации о реализации персонализированной
программы наставничества педагогических работников на официальном сайте
образовательной организации создается специальный раздел (рубрика).
На сайте размещаются сведения о реализуемых персонализированных
программах наставничества педагогических работников, лучшие кейсы по итогам

реализации персонализированных программ наставничества педагогических
работников, федеральная, региональная и локальная нормативно-правовая база в сфере
наставничества педагогических работников, методические рекомендации, новости и
анонсы мероприятий и программ наставничества педагогических работников в
образовательной организации и др.
8.2. Результаты
персонализированных
программ
наставничества
педагогических работников в образовательной организации публикуются после их
завершения.
9. Заключительные положения
9.1. Настоящее Положение вступает в силу с момента утверждения
руководителем образовательной организации и действует бессрочно.
9.2. В настоящее Положение могут быть внесены изменения и дополнения
в соответствии с вновь принятыми законодательными и иными нормативными
актами Российской Федерации и вновь принятыми локальными нормативными актами
образовательной организации.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
29.01.2024 Соблюдайте меры безопасности при пользовании печным отоплением.pdf (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».